УТВЕРЖДЕНА:
на заседании Правления Российского фонда ветеранов
20 февраля 2017 г.;
на президентском Совете
Ассоциации развития социального туризма
25 февраля 2017 г.
Гор. Москва
ПРОГРАММА ОДОБРЕНА:
Министерством здравоохранения РФ,
Министерством культуры РФ,
Министерством труда и социальной защиты РФ,
Общественной палатой РФ,
Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова,
Российским геронтологическим научно-клиническим центром,
Московским педагогическим государственным университетом.
Общественно-государственная программа
«ТУРИЗМ ДЛЯ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Благотворительная программа помощи и поддержки граждан старшего поколения в организации отдыха, вовлечение их в активную туристскую деятельность на 2017–2021 годы.
I. Общие сведения о Программе
Для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения большое значение имеет формирование новых условий для организации досуга и отдыха, их вовлечение в туристскую деятельность.
Несмотря на реализуемые государством и обществом в этом направлении меры, только 12% граждан в возрасте старше 60 лет путешествует. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы социального туризма для граждан старшего поколения. Существующие мероприятия, направленные на повышение доступности туристских услуг, раздроблены, а порой и не доступны по материальной (финансовой) причине.
Российским общественным благотворительным фондом ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил, Ассоциацией развития социального туризма (АРСТ) разработана и предлагается к выполнению общественно-государственная Программа, содержание которой в полной мере отражает уникальность и новизну подхода к организации туризма для граждан старшего поколения.
В основе Программы лежит идея сочетания культурно-познавательных и лечебно-оздоровительных аспектов при организации и проведении мероприятий социального туризма. Заслуживает пристального внимания отличие программы для граждан старшего поколения от стандартных экскурсионных программ.
В представленной программе и в последующих проектах по её реализации, в целях повышения качества патриотического воспитания, появляется возможность для тесного общения в ходе туристских маршрутов детей и молодёжи с людьми пожилого возраста, взаимопомощи и поддержки. Используется вовлечение молодого поколения в обсуждение патриотических тем, углубление знаний в правильном понимании истории нашего государства и общества.
Программа является постоянно действующей и рассчитана на её реализацию во всех регионах Российской Федерации.
II. Цели и задачи Программы
В целях создания необходимых условий для развития социального туризма и обеспечения поддержки граждан старшего поколения Программа предлагает сформировать единую межведомственную систему его развития, которая должна быть основана на взаимодействии органов исполнительной власти в сфере туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, предприятий туристской отрасли, некоммерческих организаций с использованием государственно-частного партнерства.
В рамках Программы предполагается эффективное использование социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО) субъектов РФ в реализации туристских программ для старшего поколения тематической направленности, которые базируются на наиболее востребованных потребностях людей пожилого возраста.
Подготовка таких программ осуществляется ведущими специалистами геронтологии, психологии и педагогики. Методические пособия по каждому маршруту для пожилых людей готовятся с учётом особенностей конкретного региона при поддержке ведомств, которые отвечают за развитие спорта, туризма, культуры, предпринимательства, оздоровления, социальных услуг и ветеранского движения.
В рамках программы, предусмотрена модернизация и дополнение уже осуществляемых проектов для граждан старшего поколения, оказание помощи во включении их в Программу «Туризм для граждан старшего поколения».
Важной задачей представленной Программы и её проектов является достижение поставленных в методических пособиях, разрабатываемых для каждого из них, целей в области лечебно-оздоровительной, культурно-познавательной, экологической, религиозной и других направлениях. Основные из них разрабатываются и проводятся в рамках событийных мероприятий региональных Программ культуры, туризма, социальной защиты, местного колорита и самобытности.
Программа предусматривает создание реестра культурно-образовательных туристских программ для лиц пожилого возраста, что позволит более эффективно использовать средства благотворительных фондов, федеральных, региональных бюджетов и частных лиц.
Реализация данной Программы поможет создать условия для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество жизни таких граждан, а также реализовать в рамках конкретных программ их активного участие в политической, социальной и в иных сферах деятельности российского общества.
III. Механизм реализации Программы
1. Представленная Программа предусматривает:
– разработку, координацию, экспертизу и мониторинг Программы «Туризм для граждан старшего поколения», которые будут осуществляться рабочей группой. В её состав войдут специалисты Российского фонда ветеранов, Ассоциации развития социального туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, туристской отрасли федерального и регионального уровней, а также представители коммерческих, благотворительных и иных уполномоченных структур, меценаты;
– ускоренное внедрение в жизнь туризма для граждан старшего поколения, более широкое вовлечение их в активный отдых, широкое использование событийных мероприятий и тематических программ, вошедших в реестр культурно-оздоровительных туристских проектов для лиц пожилого возраста;
– осуществление «пилотных» проектов в регионах и на федеральном уровне, которые станут катализатором для реализации социального туризма для граждан старшего поколения.
Для этого необходимо осуществить:
– подготовку и проведение в трёх – пяти «пилотных» регионах РФ культурно-образовательных и оздоровительных социальных программ и мероприятий в 2017–2018 гг., которые создадут возможность по развитию проектов социального туризма для граждан старшего поколения с подключением всех заинтересованных федеральных ведомств по разным направлениям деятельности (социальной, культурной, производственной, оздоровительной, образовательной и др.).
– реализацию тематического цикла мероприятий в зависимости от базового интереса лиц пожилого возраста и проведение соответствующих центральных мероприятий (военно-патриотических, культурных, оздоровительных, образовательных и др.) в регионах-участниках проекта;
– анализ и оценку лучших результатов в рамках этих мероприятий, для последующего внедрения их во всех регионах России;
– создание сайта для размещения реестра культурно-оздоровительных туристских программ для лиц пожилого возраста;
– подготовку к созданию единого центра для информирования граждан старшего возраста по вопросам их участия в тематических программах и событийных мероприятиях, а также их социальную поддержку.
На данный момент разработаны проекты на базе социальных паспортов из 30 регионов России с проработкой тематических и событийных мероприятий от одного и более дней.
Основной перспективой их развития является увеличение количества событийных и межрегиональных мероприятий для граждан старшего поколения. Удовлетворение их духовных и культурных потребностей, формирование условий для организации досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества.
2. Механизм проведения мероприятий для граждан старшего поколения определяет их тематическую направленность и предусматривает следующие этапы:
– определение тематической направленности событийных мероприятий и программ тематического цикла (культура, оздоровление, садоводство, грамотность в области информационных технологий, кулинария и т.д.);
– проведение цикла таких программ с учётом интересов пожилых людей;
– выбор места проведения событийного мероприятия в «пилотном» регионе, исходя из перечня предлагаемых программ в рамках плана мероприятий данного субъекта РФ;
– проведение основного культурно-познавательного и событийного мероприятия, которое является финальной, конкурсной частью, исходя из оценки полученных старшим поколение навыков и знаний;
– оценка реакции на результаты мероприятия (расширение круга интересов и контактов, уверенная и эффективная жизненная позиция).
3. Условия реализации Программы:
– сотрудничество с инфраструктурой гостеприимства регионов, соответствующей требованиям обслуживания граждан старшего поколения;
– высокий стандарт качества подготовки методических рекомендаций по проработке соответствующих маршрутов в рамках рабочих групп в регионах;
– совместная работа сотрудников учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры и иных служб;
– создание механизмов для привлечения различных источников финансирования.
Механизм реализации Программы основывается также на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы аппарата Российского фонда ветеранов и его региональных структур, сотрудников Ассоциации развития социального туризма и других учреждений и ведомств, в рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации № 164-Р от 05 февраля 2016 г. и других нормативных актов.
Аппарат Российского фонда ветеранов и АРСТ занимаются координацией реализации Программы в целом по Российской Федерации. Указанные структуры организуют работу и следят за выполнением намеченных в Программе мероприятий, обобщают работу соответствующих региональных структур, оказывают им помощь в решении возникших проблем, обращаются в федеральные и региональные органы власти о материальной и организационной поддержке проводимых мероприятий социального туризма.
Сотрудники Фонда, АРСТ и социальных служб с привлечением общественного актива и волонтеров создают специальные группы по вовлечению пожилых людей к участию в планируемых мероприятиях социального туризма.
Региональные структуры с учётом данной Программы помогают в разработке тематических циклов, в осуществлении уже спланированных событийных мероприятий. Работа строится в тесном контакте со структурами государственной, региональной власти и советами ветеранов различных уровней.
IV. Практическая значимость Программы
– Субъекты РФ за счёт развития социального туризма получат толчок для развития туристического потенциала с привлечением российских и иностранных туристов.
– Общение людей молодого и старшего поколения поможет в патриотическом воспитании детей, молодежи, продемонстрирует обществу единство поколений, уважение и любовь к старшим.
– Событийные мероприятия в регионах становятся постоянной площадкой для проведения социальных культурно оздоровительных проектов для граждан старшего поколения.
– Запуск «пилотных» проектов позволит правильно адаптировать законодательство и простимулировать предпринимательство для включения в социальные программы.
– Организация туризма позволит пожилым людям получить новые позитивные впечатления от посещения исторически значимых мест страны и родного края; развить интерес к жизни и активной деятельности, к поддержанию здоровой физической формы, поиску новых путей применения своего жизненного опыта и творческого потенциала; расширить круг общения по интересам, установить разнообразные контакты, и, в целом, повысить качество своей жизни.
V. Предполагаемый результат реализации Программы
– отбор информации от объектов показа по интересующим темам, использование её в рамках создаваемого цикла других программ для граждан старшего поколения;
– гармоничное сочетание информации объектов показа и интересующих участников тем, расширение круга их общения по интересам, установление разнообразных контактов;
– получение ожидаемого результата: уверенная и эффективная духовная поддержка, расширение кругозора, новые знания и их использование на практике.
Рассматриваемая Программа предоставляет следующие возможности для пожилых людей:
– уведёт их от домашней суеты и неурядиц, позволит перейти к активному отдыху, даст возможность забыть, хотя бы на время, о болезнях, врачах, поликлиниках и больницах;
– получить адаптированную информацию под соответствующий возраст её участников;
– расширит кругозор, контакты, оздоровит и даст положительные эмоции;
– участвовать в подготовке, проведении программ (маршрутов) и их оценке;
– продемонстрирует преемственность поколений, передачу жизненного опыта;
– предоставит выбор тем по интересам (культура, история, кулинария, НХП, оздоровление и др.).
Возможности для социальных организаций и служб:
– получить социальные программы, адаптированные для граждан старшего поколения;
– обеспечить эффективную работу социальных служб и соответствующих организаций;
– использовать разработанные профильными специалистами методические рекомендации и реализовать их в условиях софинансирования программ со стороны принимающих регионов;
– добиться экономии средств.
Возможности для регионов:
– расширить возможности объектов показа за счёт новых событийных программ для старшего поколения;
– дополнительно привлечь посетителей за счёт встраивания в общий проект;
– уйти от традиционной формы проведения экскурсии;
– получить возможность участия в планируемом межрегиональном обмене.
VI. Методическое обеспечение Программы
Для получения оптимального результата необходимо:
1) Утвердить тематические мероприятия для старшего поколения специалистами в области геронтологии, оздоровления, образования, туризма, культуры и др.
2) Разделить мероприятия по следующим тематическим направлениям и интересам участников (таблица 1):
Таблица 1.
№ п/п | Тема | Развиваем навыки |
---|---|---|
1. | Сельское хозяйство | Умение и навыки в садоводстве и огородничестве |
2. | Кулинария | Умение и навыки в кулинарии |
3. | Оздоровление | Программа индивидуального оздоровления в зависимости от возраста |
3. | Духовность | Помощь в поиске духовных ориентиров, знание истории в становлении своего края |
4. | Патриотизм | Участие в социокультурных программах вместе с молодёжью |
5. | Творчество | Умение и навыки в творчестве (правильно составить стихотворение или рассказ, фото, видеофильмы, танцы, пение, дизайн интерьера или сада, народные промыслы и т.д.) |
6. | Передача опыта | Встречи специалистов, обмен опытом, преемственность |
3) Утвердить расчёт Программы, исходя из формирования групп по 40 человек в рамках тематического цикла. Тематический цикл мероприятий может состоять из трёх или четырёх тематических направлений и одного событийного мероприятия, которое ежегодно проводится в регионах РФ. Необходимо учитывать, что граждане старшего поколения сами будут выбирать для себя мероприятия из пяти тем, при этом имея возможность выбрать также количество посещений.
4) Событийное мероприятие (СМ) – это мероприятие в рамках тематического цикла, которое позволит оценить умения участников (лиц пожилого возраста). В Программу включены наиболее интересные событийные мероприятия регионов.
VII. Финансовое обеспечение Программы.
1) Программа состоит из двух основных этапов: экспертный этап и этап реализации для достижения количественных результатов.
Экспертный этап позволит в течении двух лет выбрать наиболее интересные и эффективные тематические направления на основе различных мероприятий для 7 600 лиц пожилого возраста (40 чел. за один тур на пять тем составит 200 чел., определено восемь регионов, в которых организовано от одного до трёх туров – таблица 2, что составит 3800 чел. на первый год и 7600 чел. за два года экспертного этапа). Разный вариант тематических программ, исходя из интереса и выбора участников, а также насыщенности, стоимости, сложности, особенностей регионов, возраста, сезонов позволит объективно понять потребности граждан старшего поколения и выйти на этап реализации. Финансовое обеспечение экспертного этапа Программы, рассчитано, исходя из средней стоимости семи вариантов насыщенности тематических мероприятий (приложение №1) в центральной европейской части Российской Федерации для граждан пожилого возраста, которые наиболее распространены при обслуживании групп. Каждый вариант тематических мероприятий (ТМ) определяется, исходя из разных условий проведения внутри региона или выезда в другой регион. Для реализации экспертного этапа в 2017–2018 гг. предусматривается объем финансирования 89 760 ООО руб., согласно приложения №1.
Этап реализации позволит внедрить мероприятия, получившие оценку на основе интегрального и субъективного подходов, исходя из лучших практик экспертного этапа.
Реализация в 2019–2021 гг. Объём финансирования определяется исходя из оценки экспертного этапа. Предусматривает выйти на максимальное обслуживание граждан старшего поколения.
В рамках программы первоначально определяются восемь регионов для апробации пяти вариантов циклов тематических мероприятий на нескольких группах в течении двух лет в разные сезоны, учитывая разный возраст участников.
Стоимость проведения программ по каждому региону за два года (в рублях):
Регион | Кол. чел. за 1 год | Стоимость тематических мероприятий за 1 год | Стоимость на 1 чел. | Дотация на 1 чел. | Кол. чел. за 2 года | Стоимость тематических туров за 2 года |
---|---|---|---|---|---|---|
Москва | 200¹ 200 200 | 1 200 000² 3 220 000 5 140 000 | 6 000 16 100 25 700 | 6 000 8 050 6 425 | 400 400 400 | 2 400 000 6 440 000 10 280 000 |
Московская область | 200 200 200 | 1 040 000 3 380 000 3 780 000 | 5 200 16 900 18 900 | 5 200 8 450 4 725 | 400 400 400 | 2 080 000 6 760 000 7 560 000 |
Воронежская область | 200 200 200 | 880 000 2 820 000 3 960 000 | 4 400 14 100 19 800 | 4 400 7 050 4 950 | 400 400 400 | 1 760 000 5 640 000 7 920 000 |
Липецкая область | 200 200 200 | 880 000 2 820 000 2 340 000 | 4 400 14 100 11 700 | 4 400 7 050 2 025 | 400 400 400 | 1 760 000 5 640 000 4 680 000 |
Тамбовская область | 200 200 | 1 200 000 3 220 000 | 6 000 16 100 | 6 000 8 050 | 400 400 | 2 400 000 6 440 000 |
Кировская область | 200 200 | 1 040 000 3 380 000 | 5 200 16 900 | 5 200 8 450 | 400 400 | 2 080 000 6 760 000 |
Республика Удмуртия | 200 200 | 880 000 2 820 000 | 4 400 14 100 | 4 400 7 050 | 400 400 | 1 760 000 5 640 000 |
Архангельская область | 200 | 880 000 | 4 400 | 4 400 | 400 | 1 760 000 |
Итого: | 3 800 | 44 880 000 | 11 810 (средняя стоимость) | 5 909 (средний размер дотации) | 7 600 | 89 760 000 |
¹ В среднем группа по 40 чел. по каждой из пяти тем в рамках цикла тематических мероприятий составляет 200 чел.
² Обоснование расчетов в приложении №1
№ п/п | Расходы на выполнение Программы | Всего: (руб.) |
---|---|---|
1. | Обслуживание специалистами тематических направлений, гидами, методистами. Посещение исторически значимых мест, природных и других заповедников, культурных национальных центров, участие в событийных мероприятиях региона, проведение мастер классов и т.п. мероприятиях, дегустация продукции, участие в выпуске различной продукции в мастерских, фермерских хозяйствах и т.д. | 13 620 000 |
2. | Автобусное обслуживание туров | 25 080 000 |
3. | Железнодорожные перевозки (в купе) к месту проведения туристских мероприятий и обратно, регион Европейской части Российской Федерации | 4 800 000 |
3. | Авиаперелёты, исходя из направлений | 4 000 000 |
4. | Проживание в гостинице (2-местные номера с удобствами в среднем три дня две ночи) | 13 200 000 |
5. | Трёхразовое питание | 12 800 000 |
6. | Проведение событийных мероприятий (аренда залов, оборудования и т.д.) | 8 130 000 |
7. | Накладные расходы (HP). Административно-управленческие расходы (организация мероприятий, подготовка и утверждение методик, услуги связи, коммунальные платежи, обеспечение текущей эксплуатации оргтехники, канцелярские и др. расходы). Оплата труда лиц, участвующих в реализации Программы | 8 130 000 |
Всего расходов: | 89 760 000 |
Финансовое обеспечение Программы рассчитано, исходя из средней стоимости одного тура в центральной европейской части Российской Федерации. Она составляет 11 810 рублей на одного человека, исходя из разных вариантов однодневных и многодневных тематических туров, с учётом разных видов транспортного обслуживания, проживания и питания.
Финансовый расчёт также предусматривает резерв финансовых средств Программы около 10% (инфляция, организационные, технические и т.п.) составляет 8 976 тыс. рублей.
Итого: общая стоимость всех тематических мероприятий для 7 600 человек пожилых людей составит 89 760 000 рублей экспертного этапа.
Бюджет Программы складывается из следующих источников поступления средств:
Основные:
– из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ;
– собственные средства пожилых туристов.
Дополнительные:
– средства за счёт включения Фонда и АРСТ в число социально значимых общественных организаций, реализующих социально значимые программы для получения средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
– участие Фонда, АРСТ и филиалов в конкурсах НКО на получение грантов Президента РФ, Минэкономразвития РФ и регионов РФ;
– спонсорские взносы и пожертвования благотворителей;
– собственная предпринимательская деятельность.
Дополнительные средства направляются:
– на увеличение эффективных, качественных программ для пожилых людей или большее количество дней пребывания в регионе и т.п.
– покрытие резерва финансовых средств Программы около 10%. В том числе:
№ п/п | Источники поступления средств | Размеры финансовых средств (млн руб.) | |||
---|---|---|---|---|---|
2017 г. | 2018 г. | 2019–2021 гг. | |||
Основные источники | |||||
1. | Средства федерального бюджета и субъектов РФ | 22,455 | 22,455 | В зависимости от показателей экспертного этапа | |
2. | Собственные средства туриста | 22,425 | 22,425 | В зависимости от показателей экспертного этапа | |
Всего: | 44,88 | 44,88 | В зависимости от показателей экспертного этапа | ||
Дополнительные источники | |||||
3. | Средства, привлекаемые Фондом и АРСТ от участия в конкурсах на получение грантов | 4,0 | 4,0 | В зависимости от качества и количества заявок | |
4. | Средства юридических и физических лиц, привлекаемые в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства | 2,0 | 2,0 | В зависимости от интереса к Программе | |
5. | Пожертвования благотворителей и меценатов | 2,0 | 2,0 | В зависимости от понимания условий Программы | |
6. | От ежегодного проведения благотворительных концертов и телемарафонов | 0,5 | 0,5 | В зависимости от интереса к Программе | |
7. | Средства, заработанные Фондом и АРСТ | 2,0 | 2,0 | В зависимости от понимания условий Программы | |
Всего: | 10,5 | 10,5 | В зависимости от интереса к Программе |
Размеры финансирования Программы ежегодно уточняются, исходя из повышения цен на перевозки, питания, проживания, обслуживания и т.п.
Подробные финансовые расчёты с учётом особенностей регионов РФ, тематических направлений и интересов участников даны в Приложении №1, при уточняющем запросе.
VIII. Исполнители программы
Для организации и координации Программы предлагается использовать квалифицированный штат сотрудников АРСТ и Российского фонда ветеранов, по обеспечению, подготовки, организации тематического цикла мероприятий, административных функции, а также предполагается привлекать квалифицированных специалистов соответствующих областеях(образования, геронтология, туризм, медицина, психология и др.).
IX. Критерии оценки результатов «пилотных» программ
По результатам исследования «пилотных» программ предлагается сделать оценку улучшения качества жизни на основании двух подходов:
1) Интегрального – на основе статистических данных официальных организаций, принимающих участие в подготовке и реализации тематических программ, их объективной оценки индивидуальных привязанностей и предпочтений, степени свободы, контроля и уверенности людей пожилого возраста в любой жизненной ситуации и т. п.
2) Субъективного – на основе опросов участников указанных программ и общественного мнения, а так же с использованием обобщающей информации оценки улучшения состояния здоровья, качества досуга и отдыха, получения новых знаний по результатам тематических программ и т.д.
На основе результатов исследования предполагается дать оценку вариантам программ в зависимости от отрицательных и положительных итогов. Реализация тематических программ предполагает разные варианты дотаций, интересов, возраста, сезонов, насыщенности мероприятий в «пилотных» субъектах РФ. Это позволит получить наиболее эффективную оценку актуальных программ и направлений для выработки предложений для дальнейшего развития социального туризма для граждан старшего поколения.
X. Над Программой работали
1) Российский общественный благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил,
2) Ассоциация развития социального туризма (АРСТ),
3) Департамент культуры Воронежской области,
4) Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики,
5) Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области,
6) Ассоциация «Народные художественные промыслы»,
7) Московский педагогический государственный университет,
8) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
9) ФГБОУ ВО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова Минздрава России,
10) ФГБОУ «Мичуринский государственный аграрный университет».
XI. Использовалась литература
1) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 05 февраля 2016 г. № 164-р;
2) Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ;
3) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ.
Этап реализации Программы 2019–2021 гг. предусматривает выход на максимальное обслуживание граждан старшего поколения.
Программа рассчитана на оказание помощи и поддержку граждан старшего поколения в организации отдыха, вовлечения их в активную туристскую деятельность.
При достаточном финансировании Программы граждане старшего поколения укрепят своё здоровье, повысят культурный и эстетический уровень, познают красоты природы, быт и национальный колорит людей, проживающих в различных регионах России.
Фонд разработал и внес в Государственную Думу РФ, Правительство РФ и другие государственные органы документы для принятия решения о реализации общественно-государственной Программы «Туризм для граждан старшего поколения», рассчитанную на пять лет (2017–2021 гг.).